Показатели развития детей разного возраста
Созревание нервной системы у детей происходит по-разному, но они не должны отклоняться от нормы.
Развитие нервной системы в раннем возрасте
У новорождённого ребенка еще не закончено развитие тканей головного мозга, деятельность нервной системы базируется на подкорковых центрах. По мере того, как развивается кора головного мозга, расширяются его функции.
Совершенствуется мышление в процессе знакомства с окружающей средой.
Когда ребенок рождается, вес мозга составляет примерно 350 граммов. К первому году жизни его вес увеличивается в 2,5 раза, а к трем годам достигает трехкратного размера.
Большие полушария формируются к 10 годам, а спинной мозг к двум годам.
Мышечное развитие начинается сверху:
1. Ребенок начинает удерживать взгляд на предметах
2. Вскоре ребенок способен держать головку.
3. Постепенно приходят навыки координации конечностей.
4. Потом формируются движения тела.
Формирование детской психики
Развитие психики проходит в четыре этапа
1. В грудном возрасте продолжается моторный период.
2. С 1 года до 3-х лет формируются психические реакции. Привычки, которые сформировались на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
3. Созревание индивидуальной личности проходит с 3-х до 12 лет. Моторные навыки совершенствуются, усложняется речь. Дети получают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда-лепку, рисование.
4. С 12 до 14 лет длится идеаторный этап, который характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление. Переход от одной стадии к другой делает психику более чувствительной, личность становится ранимой. Кризисы отмечаются в 2-4 года, 7-8 лет и в пубертантном периоде. Возрастает риск психических отклонений. В этот период особое внимание надо уделять подросткам. В связи с выработкой гормонов появляются эмоциональные всплески, агрессивное поведение.
Показатели НПР ребенка до года
- Ребенок от 10 дней до 3-х лет оценивается по таким показателям:
- сенсорное;
- двигательное;
- эмоциональное;
- речевое;
- навыки, умение.
В возрасте до 1 года с ребенком происходят большие изменения. Через 2 недели после рождения он учится улыбаться, через 1 месяц умеет держать голову, к 6 месяцам он сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.
Важно знать, что в грудничком надо разговаривать. У тех детей, с которыми много разговаривают, нервная система развивается быстрее.
Мамы на протяжении первого года жизни должны внимательно наблюдать за способностью ребенка слышать и видеть, наблюдать за моторикой пальцев. Если ребенок отстает в развитии, необходимо обратиться к врачу.
Критерии развития ребенка 1-2 лет
Самым главным критерием развития является активная речь.
Сенсорное развитие: различает цвета, формы, размеры.
Понимание речи: запоминает слова, понимает по картинкам сказку, понимает рассказ.
Активная речь: лепечет и говорит короткими слогами, произносит простые слова, объясняет действие словами, произносит фразы.
Движение: ест густую еду, ест ложкой, снимает обувь, шапку, одевается с помощью взрослых.
Навыки: долго ходит, наклоняется, перешагивает через невысокие препятствия, ходит по бордюру, преодолевает возвышенности.
Игры: кормит куклу, повторяет движения, строит скамейки, домики.
Малыш узнает знакомые места и людей. Стремится понюхать, попробовать на вкус, пощупать. Таким образом он познает мир.
Новые слова ребенок запоминает в процессе познания, когда ему называют предмет, показывая его. Объясняйте ребенку все свои действия, когда вы одеваете его, идете на прогулку. Но слова надо произносить правильно, без уменьшения и сюсюканий.
Здоровье ребенка от 2 до 3 лет
Вот по каким критериям оценивают ребенка в этом возрасте
Сенсорное развитие: различает фигуры по форме, знает и называет 4 цвета.
Активная речь: составляет фразы из 5-6 слов. Повторяет короткие стихи, задает много вопросов, называет себя "Я", запоминает песни.
Движение: бегает, ходит по лестнице, меняя ноги, перешагивает через палку на высоте 30см, стоит на одной ноге.
Навыки: одевается, ест самостоятельно, завязывает шнурки, моет руки, ходит в туалет.
Игры: строит домики из кубиков, активно общается с детьми, лепит из пластилина, рисует карандашом, раскрашивает картинки, убирает игрушки, ездит на 3-х колесном велосипеде.
Большую роль в развитии ребенка на данном этапе играют родители. Объясняйте ребенку все свои и его действия, читайте ему книжки, учите с ним песенки и стихи. Задавайте вопросы после прочтения сказки. Играйте с ребенком в прятки, догонялки. Помните, что самостоятельная игра малыша с игрушками мало чему его научит. Вам надо присоединяться к малышу, помочь ему.
Необходимо в этом возрасте развивать мелкую моторику пальцев. Это занятие лепкой, рисование, вырезание.
Развитие в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются друг от друга, но, если ребенок по показателям отстает в развитии, посоветуйтесь с педиатром.